trudo-vaya.ru - Конспект по русскому языку в 7-м классе. Подготовка к


Сформулируйте своё отношение к природе

Разделы: Русский своё язык

Природа всё учла и взвесила -
Не нарушайте равновесия! (
В.Шефнер)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обучение учащихся отбору и систематизации материала, относящегося к теме;
  • обучение построению высказывания на основе собранного материала, установлению логической последовательности частей текста и выбору языковых средств для их связи;
  • расширение и углубление знаний о стилях и типах текста.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности;
  • воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающей среде;
  • привитие культуры общения;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание учащихся гражданами своей малой родины.

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийная приставка
  • экран
  • цифровой фотоаппарат
  • презентация “Береги и охраняй природу”

Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Учащимся 7 класса заранее даётся заданиепонаблюдать, какие изменения произошли натерритории микрорайона за последние годы.Иванникова Екатерина, Дирдин Виталий, учащиеся 9“А” класса, фотографируют места отдыха, скверы,парки, пруд, находят положительные иотрицательные изменения в своём микрорайоне(ул.Талалихина, М.Калитниковская, СредняяКалитниковская, ул.Иерусалимская). На основе этихфотографий создаётся презентация.

I.Оргмомент

II. Цели и задачи урока

Учитель: Обратитесь, пожалуйста, к домашнемуупражнению №71 и сформулируйте цели и задачинашего урока.

Чтение задания учащимися:

Опишите окрестности вашего города, села, вашейместности. Изменились ли они за последние годы?Соберите факты. Может быть, речки, озёра сталичище, прозрачнее? Или наоборот? А лес стал гуще,его лучше охраняют? Убирают старые гнилыедеревья, сажают молодые? Или наоборот: стройные,крепкие деревья срубают, продают; подлесоквытаптывают? Что должны и могут делать школьники,чтобы сохранить родной край? Порассуждайте наэту тему.[1]

(Цели и задачи урока: повторить типы и стилиречи, подготовиться к написаниюсочинения-рассуждения на публицистическую тему,подобрать рабочий материал, воспитывать любовь кприроде, бережное отношение к окружающей среде)

Учитель: Тема сегодняшнего урока:“Подготовка к сочинению-рассуждению напублицистическую тему “Береги и охраняйприроду”.

В последнее время все жители нашей планетыобеспокоены охраной природы, которая сейчаснаходится в опасности. Легко нарушить баланс вприроде, а восстановить бывает очень сложно.

Природа сама восстанавливается, но оченьмедленно, поэтому люди должны беречь и охранятьтот мир, в котором живут. Любить всё живое, что егоокружает.

Мы сегодня с вами на уроке проведёмисследование: как изменилась окружающая насприрода в последние годы. И поговорим о том, чтонужно сделать, для того чтобы восстановитьнарушенное. В этом нам помогут ваши наблюдения ипрезентация с фотоматериалами на эту тему. Вподборе фотоматериала помогали мне Гусева Е.И.,учитель биологии и экологии, и учащиеся 9 класса“А” Иванникова Екатерина и Дирдин Виталий.

Вся работа по подготовке к сочинению-рассуждению на этом уроке ведётся в черновиках.

Во время работы над сочинениемзаполняется таблица.

План работы над сочинением

Содержание работы

Рабочие

материалы

1. Выбор темы.     2. Выбор формы сочинения     3.Тип текста     4.Стиль текста     5.Особенности языка, характерные для публицистического стиля    

6. Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.   б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства   Положительные изменения, которые произошли за последние годы Что радует? Какие положительные изменения произошли в природе за последние годы?   Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест, заставляет задуматься о будущем?   в) Заключение (вывод) Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?  

III. Изучение нового материала.

а) Выбор темы

На 5 слайдах (3-8 слайд) презентации содержатсяфотографии, на которых изображён осеннийзагородный пейзаж, показ слайдов происходит смузыкальным сопровождением.

3 слайд (чтение четверостишия)

Природы затаенное дыханье…
Неуловимой осени приход…
И красок ослепительных сиянье
На мир в тиши минутной снизойдет.(Людмила Осокина )

(Просмотр слайдов с изображением осеннегозагородного пейзажа)

8 слайд (чтение четверостишия)

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы. (И.Бунин)

- Как вы думаете, отличается ли природа,которую мы видим на этих фотографиях от той, чтонас окружает? (Да, конечно. Это загороднаяприрода. Наша задача: понаблюдать за изменениямив природе в окрестностях нашего города)

б) Выбор формы сочинения, типа и стиля текста.

Слово учителя:

Сейчас я вам хочу прочитать рассказ ЮрияКоваля “Бабочка”. Но вначале несколько слов осамом авторе. (На слайде презентации фотографияЮ.Коваля и краткое сообщение о нём.)

Автор рассказа “Бабочка” - известный детскийписатель Юрий Иосифович Коваль

(1938-1995), добрый, мудрый человек, обладающийтонким чувством юмора. В молодости был сельскимучителем, учил уму-разуму деревенских ребятишек.Для них собственно, он и начал писать.

В 1966 году опубликовал первую повесть для детей"Сказка о том, как строился дом". За этойкнигой последовали такие известныепроизведения, как "Приключения ВасиКуролесова" (1971),"Кепка с карасями" (1974),"Недопесок Наполеон Третий" (1975), "Самаялегкая лодка в мире" (1984) и др. В годыперестройки были опубликованы христианскиепроизведения Коваля (сам автор называл их"эмалями") - прежде всего, "Вход вИерусалим" (1991). В 1995 г. увидела свет последняякнига Коваля - роман "Суер-Выер", за которуюписателю год спустя (посмертно) присудилилитературную премию "Странник".

Подумайте над темой рассказа.

Рассказ Ю.И.Коваля “Бабочка”

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявоебревно. После обеда вышел я посидеть на бревне, ана нём - бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдругперелетела на край – дескать, присаживайся, нанас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распласталаих, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

- Тут неплохо, - ответил я ей, - тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим,потом и двумя сразу.

- Вдвоём веселей, - согласился я.

Говорить было вроде не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, вкотором летали между сосен чужие бабочки, а мояглядела в небо своими огромными глазами,нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели до самого заката. [2]

- Какова тема рассказа? (О чём этот текст?)

(Тема необычна: общение рассказчика, человека сбабочкой.)

- Почему это возможно?

- Основная мысль, идея (в чём нас убеждает автор?)[2]

(Человек и окружающая природа – единое целое,которое должно находиться в гармоническомединстве.)

- Тип текста? (Повествование)

- Стиль текста? (Стиль текста - художественный.)

- Каким стилем речи вы будете пользоваться принаписании сочинения? (Публицистическим)

- В чём сходство этих двух стилей? (Задача ихудожественного, и публицистического стиля –воздействовать на чувства читателя, убедить их вчём-то)

- В чём мы должны убедить аудиторию, к которой мыбудем обращаться?

(Любить и охранять природу, быть с ней вединстве.)

- Назовите особенности публицистическогостиля, цели стиля, его употребление, а такжеособенности языка, характерные дляпублицистического стиля.

(В газетных и журнальных статьях, в устныхвыступлениях на митингах и собраниях, по радио ителевидению часто используют публицистическийстиль.

Для этого стиля характерны такие средстваязыка, которые позволяют усилить её воздействиена читателей и слушателей: обращения,побудительные и восклицательные предложения,торжественная лексика, антонимы, слова впереносном значении и др. Широко используютсяслова, фразеологизмы и описательные обороты,обозначающие явления общественной жизни.)

- Какую форму сочинения можно использовать принаписании сочинения? Тип текста?

(Тип текста – рассуждение, форма сочиненияможет быть разная: статья в газету, обращение ктелезрителям или слушателям радиопередачи и т.д.)

План сочинения-рассуждения:

1. Тезис (основная мысль, которую нужнодоказать).

2. Доказательства. Аргументы.

3. Заключение. (Вывод).

г) Работа над содержанием сочинения сиспользованием презентации.

Слово учителя: Сейчас вы увидите фотографиинашего микрорайона. Для многих это знакомые идорогие места с детства. И ваша задача: оченьвнимательно просмотреть их, чтобы отметитьположительные и отрицательные изменения,которые произошли в настоящее время, а такжерассказать о своих личных наблюдениях.

(Просмотр слайдов с фотографиями: школа №464,ул.Иерусалимская, сквер около школы, сквер околоучебной парикмахерской и детского сада, сквероколо Калитниковского кладбища, Калитниковскийпруд)

- Что понравилось вам? Какие изменения вположительную сторону вы отметили?

(Просмотр слайдов с фотографиями сотрицательными явлениями)

- За что вам было стыдно? Что хотелось быизменить? Что мои помощники-фотографы упустилииз вида?

(В процессе работы у учащихся появляютсяследующие записи в таблице)

Работа над содержанием сочинения

а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.

В начале сочинения могут употребляться обращения:

Дорогие ребята! Человек! Люди! Россияне! Дорогие радиослушатели! Жители Москвы! Москвичи! Дорогие школьники!

Любишь ли ты...?

Знаешь ли ты, как..?

Посмотри, как...

Человек - это часть природы.

Человек и природа – это единое целое…

В последнее время много говорят об охране природы.

Что оставим в наследство будущим потомкам?...и др.

  Переход от тезиса к доказательствам В рассуждении часто используется вопрос почему?, частица ведь или такие предложения, как: И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…и т.п. [2] б) Основная часть Аргументы, факты, доказательства.   Положительные изменения, которые произошли за последние годы Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует? Забота правительства, общественности; благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

уборка; благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д.

  Переход -Но…

-Однако наблюдается и другая картина...

Вопрос

– Но так ли всё хорошо?

-Но всё ли, действительно, хорошо?

-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.

Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы Что волнует, вызывает протест? Мусор;

вытоптанная трава;

старые деревья;

сломанные кустарники;

выкорчеванные деревья;

большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки;

мойка машин у водоёма;

загазованность;

нахождение сформулируйте своё отношение к природе скверов недалеко от трассы и т.д.

  Переход от доказательств к выводу Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод… и т.д. [2] в) Заключение Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы) Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу!

Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

IV. Работа учащихся в черновиках.

V. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок? (использованиесигнальных карточек)

Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный –нет.

2. Выполнены ли те цели, которые были поставленыв начале урока? (использование сигнальныхкарточек)

Зелёный – да; жёлтый – наполовину; красный –нет.

3. Какая форма работы вам понравилась больше?

4. Какой вывод мы можем сделать в конце нашегоурока?

Мы должны жить в гармонии с природой, беречь,охранять её. Помнить о том, что наша жизньнапрямую связана с природой.

VI. Домашнее задание: переписать сочинение вчистовик.

Использованная литература:

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. -27-е изд. – М.: Просвещение, АО “Московские учебники”, 2005. – 221 с.
  2. Никитина Е.И. “Русская речь”: Развитие речи. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 160 с.

Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/508861/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Сформулируйте и запишите свой кодекс бережного Полные мягкие губы

Сформулируйте своё отношение к природе БУКЛЕТ Правила бережного отношения к природе
Сформулируйте своё отношение к природе Сформулируйте 2 правила отношения к животным
Сформулируйте своё отношение к природе Диагностические методики изучения уровня
Сформулируйте своё отношение к природе Подготовка к ЕГЭ: Учимся писать сочинение
Сформулируйте своё отношение к природе Проблема бережного отношения к природе
Сформулируйте своё отношение к природе Ruazel - интернет магазин парфюмерии и косметики для женщин
Сформулируйте своё отношение к природе Анна Калашникова биография, фото, личная жизнь
Блюмарин (Blumarine, Италия) - Элит-Галанд Визитка визажиста (макеты, шаблоны, образцы) Глава 6. ортопедическое лечение больных с повышенным Книга приворотов и заговоров на все случаи жизни Купить юбки в интернет магазине a'Tani Магазины Ларес Острый вопрос. Что делать, если врастает ноготь на ноге

Похожие новости